🌟Зачем нужно сольфеджио?🌟 Отвечаю на этот вопрос в первом посте, посвященном этой теме. Читаем! Комментируем! Делимся! Всем привет! Онлайн-школа Анны Быстрик ПРЕДСТАВЛЯЕТ Рубрика #родительский_ликбез Серия постов на животрепещущую тему «Зачем нужно сольфеджио?» Пост первый. Ликбез — так ликбез. Начнём с профессиональных формулировок. Что такое СОЛЬФЕДЖИО❓ Википедия сообщает нам следующее: Сольфе́джио (итал. solfeggio от названия нот «соль» и «фа») — многозначный музыкальный термин, означающий: - учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух; - сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух; - специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами. Нас с вами интересует первое из предложенных значений. А именно: Сольфеджио — это учебная дисциплина, предназначенная для развитая музыкального слуха и музыкальной памяти, включающая сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух. Разбираемся дальше. Что такое сольфеджирование или сольмизация❓ Это пение музыкального произведения (от самого простого до самого сложного) с названием нот. Например. Мы можем спеть песенку «В лесу родилась ёлочка» со словами. Я уверена, что каждый из вас хотя бы раз в жизни это делал и понимает, как это))) А можем спеть её сольфеджио — произнося не слова, а названия нот. Я вам это даже напишу))) А вы при желании попробуйте понажимать на инструменте соответствующие клавиши))) Поехали: «Соль-ми-ми-ре-ми-до-соль-соль, Соль-ми-ми-фа-ре-сооооль, Соль-ля-ля-фа-фа-ми-ре-до, Соль-ми-ми-ре-ми-доооо»🤓 Если вы попали во все клавиши, вы наверняка сыграли что-то вполне узнаваемое))) Итак, сольфеджирование — это пение с названием нот. Также пение с названием нот называют «пение сольфеджио». Не удивляйтесь😉 Что такое анализ на слух❓ Буквально это анализ того, что мы слышим. Это очень важный навык для любого музыканта. И это сложный навык. Я очень люблю обращать внимание своих учеников на слово «сложный». Сложный значит сложенный из нескольких простых. (Как сложное предложение, помните? В музыке тоже есть такие штуковины) Так вот. Существует несколько видов слухового анализа. От простых до более сложных. Музыкальный диктант и чтение с листа (мы сейчас про сольфеджио; поэтому, говоря «чтение с листа», я имею в виду пение с названием нот (сольфеджирование) незнакомого музыкального произведения) — это самые сложные — то есть сложенные из максимального количества относительно простых видов слухового анализа — навыки. Да. Музыкальный диктант и чтение с листа — это тоже виды слухового анализа. Что всё это значит❓ Музыка — штука объемная. Ну или многослойная. Как кому больше нравится. В музыке очень много всего происходит в моменте. Много разного. Вообще я очень много говорю об этом со своими учениками и их родителями в процессе обучения — разбираю и объясняю всё детально. Сейчас попробую «показать» в двух словах. Музыкальный звук одновременно может различаться: - по продолжительности — быть длинным или коротким; - по высоте — быть высоким или низким; - по динамике — быть громким или тихим; - по штриху — быть плавным или отрывистым; - по тембру — быть мягким или резким - и т.д. И наш с вами мозг непрерывно все эти параметры — эти свойства музыкального звука — анализирует. Уже на этом уровне мы можем говорить формировании навыка о слухового анализа (анализа на слух). Один музыкальный звук — это лишь один элемент музыкальной мозаики. Даже в самом маленьком и простом произведении — например, в песенке «Андрей-воробей, не гоняй голубей» — нашему мозгу есть чем заняться. Мозг не только анализирует каждый звук в отдельности. Он постоянно соотносит каждый следующий звук со всеми предыдущими и последующими: с каждым из них в отдельности и в комплексе. И это огромная работа, происходящая параллельно в разных отделах головного мозга. Получается, что музицирование любого рода — это комплексный массаж головного мозга))) Об этом пишут многие ученые. И пишут очень убедительно и интересно. Это я всё к чему?☺️ Это я всё к тому, что для того, чтобы человека действительно научить писать диктант или читать с листа, нужно, во-первых, показать, из каких отдельных навыков слухового анализа состоят эти виды комплексного анализа, а во-вторых, научить каждому отдельно взятому навыку. Сегодня я, пожалуй, не буду разбирать каждый отдельный навык. Не хочу перегружать вас профессиональной терминологией. Постепенно я напишу несколько слов о каждом из них. Сегодня же я хочу ответить на, пожалуй, самый животрепещущий вопрос: «Зачем нам все эти мучения?» И тут мы снова обратимся к официальной позиции. Если вам интересно, вы можете зайти на сайт любой музыкальной школы и найти «Рабочую программу по предмету сольфеджио». В самом начале документа вы найдете раздел «Пояснительная записка», а в нём — ответ на наш животрепещущий вопрос. Тут надо пояснить, что каждая школа обязана предоставить свою программу. Однако по смыслу и содержанию все они очень близки. В качестве примера я приведу вам пару вариантов: «В музыкальной школе одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению его общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса является «Сольфеджио». Полученные на уроках знания и навыки должны помочь учащемуся в его занятиях на инструменте, по музыкальной литературе и хору». «Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов». Самое на мой взгляд ценное, что есть в обоих примерах, — упоминание, что знания и навыки приобретаются учениками на сольфеджио для того, чтобы использоваться в исполнительской практике. СОЛЬФЕДЖИО действительно предмет сугубо ПРИКЛАДНОЙ. Знания и навыки, получаемые на сольфеджио, должны полностью закрывать теоретические вопросы, возникающие в исполнительской практике. Например, ученик должен свободно ориентироваться в нотном тексте — адекватно реагировать на слова преподавателя по специальности: «Давай начнём со второй доли третьего такта первой фразы». Эти слова не должны вводить ученика в ступор. Наоборот, они призваны помочь ученику быстро найти нужное место в нотах и начать играть. И это сольфеджио. Или, только взглянув в ноты, ученик должен не только моментально определить тональность, в которой написано конкретное произведение, но и сориентироваться в основных гармонических функциях; должен понимать, какие тональности он может встретить в этом произведении и почему. И это тоже сольфеджио. Еще пример. Ученик, играя по нотам, должен «предслышать», что его ждёт в следующем такте. В этом суть работы внутреннего слуха. И этот навык также нарабатывается на сольфеджио. Сольфеджио — это приобретение теоретических знаний и ЛАБОРАТОРНОЕ их применение в практических заданиях с целью последующего более широкого применения наработанных навыков уже в исполнительской практике. Это, если хотите, наработка РЕМЕСЛА МУЗЫКАНТА, кропотливое формирование заветного «набора отверток», который поможет справиться с любой исполнительской задачей. Но в реальности, к сожалению, дела обстоят совсем не так. Мы имеет теорию, оторванную от исполнительской реальности. Преподавателям по специальности ничего не остаётся, кроме как урывками давать прикладное сольфеджио в усеченном виде, так как перед преподавателем по специальности стоят совершенно другие задачи. В этом, по моему убеждению, заключается основная причина всех проблем, связанных с изучением сольфеджио в музыкальной школе. Ребенок и родитель постоянно сталкиваются с тем, что задания (часто письменные, никак не озвученные — ни на инструменте, ни голосом) нарастают как снежный ком и ложатся мертвым грузом. Мотивация падает. Протест растет. Если бы этот предмет действительно преподавался как прикладной — облегчающий, объясняющий исполнительство, — вы бы точно это заметили. У вас не возникало бы вопроса, как в известном анекдоте: «Мам, зачем нам всё это в зоопарке?» Вы и ваши дети просто использовали бы полученные знания на практике. Но это не так. Поэтому я здесь🤗 И я готова не только постепенно объяснить вам, что и для чего мы изучаем в сольфеджио, но и научить вас и ваших детей учиться эффективно))) Для этого мы и создаем прямо сейчас наш Клуб🤗 Обязательно комментируйте🙌 Поставьте 💯, если согласны, что это актуальный и полезный материал. Напишите, что из прочитанного вам понравилось, привлекло ваше внимание. О чём вы хотели бы узнать. Можно писать своими словами, не боясь выглядеть «нелепо». Я точно пойму любой ваш вопрос и точно смогу всё объяснить. В первом комментарии я оставлю ссылку на Канал нашей Школы в ТГ. Подписывайтесь сами и зовите друзей. Шер-репост-лайк-коммент — вы всё это сами знаете лучше меня🤗 Сейчас это особенно ВАЖНО. Я чувствую, что мы придумали нечто ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНОЕ. И нам жизненно необходимо, чтобы о нашем новорожденном проекте узнало как можно больше людей. Всех обняла. Ваша Анна Быстрик🤓 Фото Olia Ziabko🥰

Теги других блогов: музыка образование сольфеджио